Исследования



02.09.2016

И зимой, и летом: как проходят экспедиции в Арктику


И зимой, и летом: как проходят экспедиции в Арктику

Завершилась 11-я по счету арктическая экспедиция, организованная «Роснефтью», – «Чукотка-лето-2016». Проведение научно-исследовательских экспедиций в Арктике – одно из важнейших направлений деятельности «Роснефти» сегодня. Как основной источник получения данных, они вносят вклад не только в развитие компании, но и изучение северного региона в целом.

Комплексные исследования Арктики начались в 2012 году, когда состоялась первая крупная экспедиция под названием «Кара-лето». Благодаря ей удалось исследовать малоизученный юго-запад Карского моря и выбрать наиболее перспективный, не наносящий урон экологии участок для поисково-разведочного бурения. Это стало значимым событием для «Роснефти»: по результатам бурения было обнаружено и официально открыто самое северное в мире месторождение «Победа».

С тех пор компания ежегодно проводит экспедиции в арктические моря – Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское и другие. За три года – с 2012 по 2015 – «Роснефть» организовала 10 арктических экспедиций. В 2015 году исследователи приняли участие сразу в трех – «Кара-зима-2015», «Кара-лето-2015» и «Чукотка-лето-2015» – и впервые дошли до Баренцева моря.

Интересно, что зима и лето в названиях – не календарные. Зимние экспедиции проводятся в апреле-мае на атомных ледоколах: в это время года ученые получают возможность выйти на лед, чтобы поставить маячки, которые потом в течение нескольких месяцев передают координаты дрейфующих льдин. «Лето» приходится на август-сентябрь, когда льда становится меньше: исследователи больше внимания уделяют изучению акватории. В эти месяцы для работ используются научно-исследовательские суда, а в морях расставляют автоматические буйковые станции. Такие станции в течение года находятся в воде и собирают важную информацию о подводных течениях и осадке льда. Вкупе с маячками, размещаемыми на дрейфующих льдинах, они позволяют ученым составить карту перемещений льда по северным морям.

Экспедиция «Кара-зима-2015» стала самой масштабной за последние 20 лет. На атомном ледоколе «Ямал» за 10 недель исследователи прошли маршрут от Баренцева до Восточно-Сибирского моря, практически вдоль всего побережья Российской Арктики.

Нужно отметить и тот факт, что в 2015 году самостоятельная экспедиция в Чукотское море прошла впервые — до этого море изучали одновременно с Карским. Однако объемы работы были слишком велики, поэтому исследование Чукотского моря решили сделать отдельным направлением. И не зря, экспедиция «Чукотка-лето-2015» прошла более чем успешно: она позволила практически полностью восстановить систему метеонаблюдений в Арктике и исследовать популяции белых медведей.

Экспедиция «Чукотка-лето-2016» оказалась не менее результативной. Она продлилась три недели: за это время полярники повторно установили буйковые станции и станции океанографического зондирования – для изучения температуры и солёности Чукотского моря в летний период. Кроме того, участники экспедиции провели первый комплексный мониторинг морских млекопитающих и птиц.

Сегодня можно смело говорить о том, что «Роснефть» является локомотивом в вопросах фундаментального изучения Арктики. С 2011 года в структуре компании ведет работу Арктический научный центр, который занимается полевыми и лабораторными исследованиями ледников и шельфов. С целью изучения гидрометеорологических условий экспедиции проходят совместно с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским центром. Арктику называют «кухней погоды», она влияет на формирование климата на планете, а потому метеосведения, собранные в регионе, представляют огромную ценность.

«Задача науки — вести опережающие исследования, тем более в такой среде, как арктические моря. Работая рука об руку с нефтяниками, мы получаем необходимые данные об особенностях Арктики», — комментирует заместитель директора Арктического и антарктического НИИ Росгидромета Александр Данилов.

Другим важным итогом экспедиций стало создание «Роснефтью» уникального Атласа гидрометеорологических и ледовых условий морей Российской Арктики. На сегодняшний день у этого атласа нет аналогов — как среди российских, так и среди зарубежных изданий.