Атомный ледокол «Ленин» - первое в мире судно с ядерной силовой установкой. Проект атомохода разрабатывался в 1953-55 гг. в ЦКБ-15. 25 августа 1956 года судно было заложено в Ленинграде, а 5 декабря 1957 года «Ленин» был спущен на воду.
Проект создавался в первую очередь для нужд Северного морского пути. Применение атомохода позволило существенно увеличить срок навигации на маршруте. «Ленин» первым в мире прошел севернее Северной Земли. В ходе этого рейса была собрана информация, которая помогла в подготовке экспедиции ледокола «Арктика» на Северный полюс.
Функции, которые обеспечивал атомоход в Заполярье — проводка судов по всей протяженности Северного морского пути, «северный завоз» в населенные пункты Арктики, доставка научных экспедиций, снабжение военных объектов техникой и продовольствием.
Применение ядерной энергии в судоходстве стало огромным прорывом. Многому приходилось учиться на ходу. Поскольку аналогов установки реактора не было, технологию ремонта оборудования и эксплуатации сотрудники писали сами. "Когда я пришел на ледокол, то тренажером у меня был пункт управления реакторной установкой. На работающем реакторе я обучался под наблюдением более опытных товарищей. Для Европы такой метод нереален, им надо сначала подготовить людей и потом проектировать судно. У нас это все решалось методом экстремального приближения, но довольно успешно",— говорит в интервью главный механик атомного ледокола "Ленин" Владимир Кондратьев.
«Ленин» был выведен из эксплуатации в 1989 году и отправлен на вечную приписку в порт Мурманска. Сегодня первый в мире атомный ледокол открыт для посещения как музей.